Сальникова Л.И.

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОМ ИНСТИТУТЕ МГУКИ

Среди множества направлений научно-исследовательской работы студентов едва ли не самое важное - выявление и поддержка наиболее способных и талантливых студентов. Именно одаренные студенты, обладающие наиболее высокими творческими возможностями - научный потенциал общества, обеспечивающий дальнейшее развитие науки и культуры.

К сожалению, сегодня заметно снизился приток в науку талантливой молодежи. Одна из причин - низкий престиж научного работника в нашем обществе, научно-исследовательской работы. Всё это обусловлено не только невысокой оплатой труда, но и сместившейся шкалой социальных ценностей. Последствия снижения приоритета научной работы сказываются через годы. Из многочисленных публикаций по проблемам высшей школы известно, что средний возраст ученых, в том числе и в нашем вузе, превышает 60 лет. К сожалению, многие корифеи нашей науки ушли из жизни, а другие, в связи с преклонным возрастом, менее активно участвуют в организации научно-исследовательской работы студентов. Но более важная причина заключается в том, что многие ведущие ученые нашей отрасли потеряли возможность создания преемственности научных школ.

В БИИН МГУКИ многое делается для того, чтобы научно-исследовательская работа студентов заняла подобающее ей место. Есть понимание того, что необходимо донести до сознания студентов, что во все времена у всех народов слово «ученый» неизменно вызывает чувство глубокого уважения. Мы должны думать не только о начальном этапе выявления и отборе наиболее талантливой студенческой молодежи, но и о заключительной стадии - создании таких условий, чтобы одаренные специалисты были востребованы обществом.

Конечно, подготовка кадров для науки - это не самая главная цель вуза, но одна из приоритетных. Для того чтобы обеспечить постоянный приток в науку талантливой молодежи необходимо активизировать организацию научно-исследовательской работы студентов, перейти от системы «учитель учит» к системе «ученик учится», пробудить жажду знаний, интерес к науке.

Существенным недостатком НИРС является все еще имеющаяся оторванность от ведущих научно-исследовательских учреждений нашей отрасли и от практики библиотечно-информационных учреждений. Тем самым теряется возможность сочетать обучение студентов с современной практикой. Не случайно неоднократно поднимается вопрос о необходимости интеграции вузовского образования, науки и практической деятельности.

Интеграция ведущих университетов и отраслевых институтов, крупных библиотечно-информационных учреждений необходима, так как у них общие цели, задачи и средства для их решения.

В БИИН МГУКИ накоплен определенный опыт сотрудничества с ведущими учреждениями отрасли. Еще в 90-е гг. на Библиотечном факультете МГУКИ были созданы учебно-научные производственные комплексы (УНПК) на базе таких крупнейших библиотек как: ЦНСХБ, ГПНТБ, ВГБИЛ, ЦГПБ им. Н.А. Некрасова, с которыми заключены договоры о научно-исследовательской работе, созданы конкретные рабочие программы. Определенные успехи достигнуты в БИИНе в плане сотрудничества с созданными на базе ЦБС такими современными объединениями, как Интеллект - центры.

Нам представляется, что необходима и интеграция другого рода, а именно внутривузовская и межвузовская. Сегодня информацию о НИР студентов многочисленных факультетов МГУКИ можно узнать только из отчетов и немногих публикаций, не говоря уже о других вузах: Кемеровском, Челябинском, Краснодарском, в которых НИРС ведется на высоком уровне.

Задача межвузовских объединений заключается в том, чтобы соединить усилия в повышении качества подготовки специалистов, для чего необходима совместная работа разных вузов. Именно у такой вузовской интеграции есть будущее. Наиболее перспективной является организация межвузовских конференций, подготовка совместных сборников студенческих научных работ. Несомненно, для этого необходима материальная и правовая поддержка, которая сделала бы эти межвузовские объединения жизненными и необходимыми. Следует назначить конкретных преподавателей, которые координировали бы и направляли эту работу. В структуре Научного управления вуза нужно создать специальный отдел по НИРС, определить способы поощрения его сотрудников, хотя бы снизить учебную нагрузку. Важно заинтересовать преподавателей, особенно активно участвующих в организации НИРС, предоставить им возможность выезжать за рубеж вместе со студентами. Такой опыт в БИИН имеется, например, некоторые преподаватели и студенты института проходили стажировку в Германии, участвовали совместно со студентами в международных научных конференциях за рубежом.

Особое место в процессе организации НИРС должна занять вузовская библиотека. Не все студенты на должном уровне владеют навыками библиотечно-библиографической грамотности, знают систему информационного обеспечения нашей науки. Многолетний опыт организации НИРС убедил нас в том, что студентов глубоко волнуют проблемы творческого отношения к делу, но они имеют смутное представление о возможности научной деятельности в библиотечно-информационной сфере. НИРС способствует выработке у студентов самостоятельного, творческого мышления при решении серьезных задач и научных проблем. Основная цель НИРС - осмысление на научном уровне общественно-значимых явлений культуры, творческое отношение к делу, умение систематизировать новые факты, обобщать их и давать научно-обоснованную интерпретацию. Профессионально ценным специалистом окажется тот, кто овладеет всеми этими качествами, а они формируются по мере изучения общенаучных и специальных дисциплин. Многие студенты слабо владеют логическими навыками и умениями, не могут выдвинуть гипотезы, определить цели и задачи исследования, действовать по аналогии, дать сравнительный анализ явлений.

Основам НИРС призван учить студентов специальный курс, который, тем не менее, не включен в учебный план всех специализаций Факультета информационных ресурсов, несмотря на то, что все будущие специалисты должны владеть методологией научного подхода, методикой научного поиска, уметь применять философские, общенаучные и частные методы. Велика роль преподавателя в том чтобы вести студента дальше обычного описания или объяснения фактов к пониманию механизма действия научных закономерностей. Преподаватели должны стимулировать самостоятельную работу студентов, пробуждать познавательный интерес. Не менее важно рассказать студентам о «белых пятнах» в науке, научить их активной познавательной деятельности. НИРС - это показатель и способ развития творческих способностей студентов. Творческая активность студентов зависит не только от объективных факторов: уровня материального оснащения исследований в вузе, состава педагогических кадров, уровня связей с крупными научно-исследовательскими учреждениями. Не меньшую роль имеет такой субъективный фактор как личная ответственность преподавателей за качество подготовки специалиста в ВУЗе. Оптимальная организация НИРС возможна в том случае, когда преподаватель ведет собственную исследовательскую работу, свободно ориентируется в теоретических и практических проблемах своей области знания. Увлеченность и заинтересованность студентов возникают в процессе профессионального общения с преподавателями. Студенты готовы быть рядом с теми, кто будит их творческое мышление, увлекает нравственными и мировоззренческими позициями, новизной идей, на собственном примере учит активной жизненной позиции. Для студентов огромное значение приобретает общение с ведущими учеными и специалистами отрасли.

В БИИН МГУКИ на протяжении его 75-летней истории трудом многих поколений ученых сформировалась система организации НИР студентов. Наиболее эффективными ее формами являются: Студенческое научное общество, научные кружки специальных кафедр, студенческие научные конференции, ежегодные конкурсы на лучшую студенческую научную работу: внутривузовский «Планета на пути к культуре мира» и Всероссийский, организуемый Министерством образования и науки РФ. По результатам конкурсов в МГУКИ издаются брошюры, студенты, занявшие первое и другие призовые места, награждаются медалями, дипломами, почетными грамотами конкурсных комиссий и ректора МГУКИ. Студенты, участвующие в научно-исследовательской работе, активно используют возможность публикации результатов своих исследований в сборниках докладов студенческих научных конференций, которые регулярно выходят из печати объемом не менее 9-10 печатных листов с 1997 г. Наиболее способные студенты за время обучения в университете подготовили публикации в таких профессиональных журналах как: «Библиотека», «Библиотековедение», «Научные и технические библиотеки», «Новая библиотека», « Библиография», «Секретарское дело».

Особо следует выделить такую форму учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов как дипломная работа. Именно она дает простор мышлению студентов, возможность совершенствования ранее приобретенных профессиональных научно-исследовательских умений и навыков. Студенты БИИНа выполняют дипломные работы с 1999 г., только за последние четыре года, с 2001 г. по 2004 г., студентами защищено более 360 дипломных работ по специальности «Библиотековедение и библиография» и 160 дипломных работ по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления». В тематике дипломных работ преобладают такие темы как, например: «Информационные технологии в библиотечном и книжном деле», «Маркетинг и менеджмент в библиотечном деле». По специальности «Документоведение и ДОУ» «Документирование кадровой службы», «Информационная база для исследования деятельности конкурентов», «Информационные технологии в управлении предприятием». Многие дипломные работы выполнены на базе библиотек, издательств, кадровых служб по заказу конкретных фирм и информационных учреждений. Темы студенческих работ отвечают потребностям библиотечно-информационной практики, решают пусть небольшие, но важные задачи библиотечной науки.

Наш опыт говорит о том, что написание и публичная защита дипломных работ - это процесс творческий, самостоятельный, позволяющий студентам проявить себя, проверить всю совокупность знаний, полученных в университете и применить их для решения конкретных задач, осмыслить своё место и полезность обществу.

Подводя некоторые итоги руководства дипломными работами, мы уверенно можем утверждать, что написание и их публичная защита - новый качественный скачок в системе подготовки библиотечно-информационных кадров. Это резерв, за счет которого можно и нужно растить ученых-исследователей. Подготовка дипломной работы позволяет выпускнику БИИНа предвидеть перспективы развития отрасли, овладеть методикой современных научных исследований, стать высококвалифицированным, инициативным специалистом. Совершенно очевидно, что только студент, получивший современное образование и навыки самостоятельного добывания знаний в процессе научного исследования, будет способен выполнить социально значимые государственные программы в области библиотечно-информационной деятельности.

Сложившаяся в БИИН система НИРС настолько устойчива, а стремление студентов к научно-исследовательской работе настолько органично, что есть все основания видеть её светлые перспективы. Ведь в итоге в высшей школе, как и в любой другой есть только Учитель и Ученик. Учитель! Воспитай Ученика!

Hosted by uCoz